ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время многие граждане, пытающиеся зарегистрировать субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, сталкиваются с проблемами, которые ставят их в тупик, и зачастую, напрочь отбивают желание легально заниматься предпринимательством. Характерно, что государственные органы, с которыми приходится иметь дело в процессе создания субъекта предпринимательской деятельности, не только не помогают разрешить эти проблемы, но, как правило, сами их создают. Обычно у людей недостаточно времени вникать во все юридические тонкости, и они ограничиваются беглым просмотрам основных нормативных актов, регламентирующих процесс регистрации предприятия (закон Украины "О предприятиях в Украине", "О предпринимательстве", "О собственности", "О хозяйственных обществах"). Вследствие этого многие важные нюансы, не попавшие в поле зрения будущего предпринимателя, выплывают уже на тех стадиях регистрации, когда изменить что - либо уже невозможно или для этого необходимы большие финансовые затраты.
Если вы решили создать предприятие, лучше обратиться за помощью к юристу, поскольку процесс подготовки документов для регистрации и процесс регистрации предприятия достаточно жестко регламентированы. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут в дальнейшем существенно затруднить работу предприятия. Как избежать и упредить возникновение многих из них, рассказывает сотрудник Юридического агентства "Костин 8 Шаратов" (г. Симферополь) Алексей Стефанов.
Что надо знать для открытия предприятия?
Прежде чем начать процесс регистрации предприятия, следует учесть, что не допускается занятие предпринимательской деятельностью военнослужащими, должностными лицами органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного нотариата, а также органами государственной власти и управления, призванными осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Лица , имеющие не погашенную судимость за хищения, взяточничество и другие корыстные преступления, также не могут выступать учредителями предприятия, учреждений, организаций и быть зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности - физические лица.
Иногда начинающие предприниматели, чтобы избежать издержек по регистрации предприятия и затрат по внесению средств в уставный фонд, приобретают уже готовые, ранее действовавшие предприятия. Помните, что при этом к новым собственникам могут перейти различного рода долги и другие обязательства, выполнение которых в дальнейшем окажется невозможным.
На сегодняшний день в Украине могут осуществлять деятельность следующие виды предприятий:
частное предприятие, основанное на собственности физического лица; коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;
хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное общество, командитное общество);
предприятия, основанное на собственности объединения граждан; коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины;
государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.
Ключевые вопросы создания предприятия
До момента создания предприятия необходимо правильно выбрать его организационно-правовую форму, что зависит от количества учредителей, планируемых видов деятельности, форм собственности и т.д.
Подавляющее большинство предприятий, действующих сегодня в Украине, - общества с ограниченной ответственностью. Процесс регистрации и деятельности акционерных обществ гораздо более сложен и нецелесообразен для организации малого и среднего бизнеса.
После выбора организационно-правовой формы, нужно определиться с наименованием , его местом нахождением (юридический адрес),а также определить размер уставного фонда, порядок распределения долей учредителей и предмет деятельности предприятия. Местонахождением предприятие может быть местонахождением (место жительства) одного из учредителей либо не жилое помещение, арендованное под офис создаваемого предприятия, о чем составляется соответствующий договор аренды.
Наименование предприятия должно содержать сведения о его организационно-правовой форме и названии. В названии предприятия не должно быть полных или сокращенных органов государственной власти или местного самоуправления и производных от них . Название не должно быть идентично названиям других субъектов предпринимательской деятельности.
При оформлении уставного фонда предприятия следует учитывать то, что он создается только в хозяйственных обществах (ст. 4 Закона Украины "О хозяйственных обществах"), таких как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Что касается остальных предприятий, то формирование уставного фонда - это право, не обязанность учредителей. Если законодательство предусматривает обязательное формирование уставного фонда, оно также определяет и его минимальный размер. Так, например, для акционерных обществ - это 1250 минимальных заработных плат, а для обществ с ограниченной ответственностью - 100 минимальных заработных плат.
Согласно ст. 52 Закона Украины "О хозяйственных обществах" до момента регистрации общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью каждый из учредителей должен внести не менее 30 % своего вклада в уставный фонд, остальное - в течение одного года со дня государственной регистрации общества. Для закрытых акционерных обществ на момент созыва учредительного собрания необходимо внести не менее 50% номинальной стоимости акций, остальное - в течение одного года с момента государственной регистрации общества. Для открытых акционерных обществ - 10 % во время подписки на акции, 30 % - до дня созыва учредительного собрания, остальное - в течении одного года с момента государственной регистрации общества. 50 % вклада до момента государственной регистрации необходимо внести учредителям доверительных обществ, а остальное в течении одного года с момента государственной регистрации общества.
Последним существенным моментом подготовки к созданию предприятия является определение предмета его деятельности. Действующее гражданское законодательство разрешает заниматься только теми видами деятельности, которые предусмотрены учредительными документами, так как согласно статье 26 ГПК Украины юридические лица обладают специальной правоспособностью. Если какой-то вид деятельности не войдет в общий перечень, то для того, чтобы иметь возможность им заниматься, в учредительные документы придется вносить и регистрировать в установленном законом порядке изменения и дополнения.
Фактически все предприятия придерживаются одной процедуры создания:
принятие решения о создании;
оформление пакета документов;
формирование уставного фонда (если уставный фонд обязателен согласно законодательству или учредительным документам);
государственная регистрация.
Несколько отличается процедурой открытия Акционерное общество - оно должно проводить еще и открытую подписку на акции. В соответствии со ст. 26 Закона Украины "О хозяйственных обществах", для создания Открытого акционерного общества учредителям необходимо уведомить о намерении создать общество (зарегистрировать в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и опубликовать информацию о выпуске акций), провести открытую подписку на акции и собрание учредителей.
Важно, чтобы при составлении учредительных документов, помимо сведений указанных в ст. 4 Закона Украины "О хозяйственных обществах" (вид общества, предмет и цели деятельности, состав учредителей, наименование и местонахождение), в устав были включены положения, связанные с особенностями трудовых отношений, возникших на предприятии: вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, гарантии и компенсации работникам, а также порядок создания и компетенции органа самоуправления трудового коллектива предприятия.
Госрегистрация предприятия
Определившись с наименованием, составом учредителей, юридическим адресом, уставным фондом, предметом деятельности будущего предприятия перейдем непосредственно к процедуре создания и государственной регистрации предприятия.
Увы, но еще до начальной стадии регистрации предприятия учредителям придется столкнуться, с первой, и возможно, очень существенной проблемой.
В конце января 2002 г. частные нотариусы и государственные нотариальные конторы получили телефонограмму из Министерства юстиции, которой предписывалось значительно увеличить размер госпошлины при удостоверении учредительных договоров.
Согласно информации, распространенной Минюстом, и подкрепленной письмом ГНАУ №10808/5/170561 от 26.12.02 г. при удостоверении учредительных договоров в обязательном порядке должна взиматься госпошлина в размере 1 % уставного фонда. Поскольку в налоговой администрации решили, что учредительные договоры - не что иное, как договоры подлежащие оценки.
На сегодняшний день практика показывает, что мнение нотариусов не всегда совпадают, и некоторые из них все же не взимают 1 % уставного фонда при заключении учредительного Договора, т.к. отнесение учредительных договоров к категории подлежащей оценки выглядит спорно. Нигде не отражено, распространяется ли это нововведение на изменения, вносимые в учредительный Договор, в которых вообще речь не ведется об уставном фонде. Ведь изменения в учредительный Договор происходят весьма часто, и каждый раз платить 1 % для предприятий, уставный фонд которых исчисляется миллионами гривень, по меньшей мере накладно.
Государственная регистрация предприятия производится на основании ст. 8 Закона Украины " О предпринимательстве" от 07.02.1991 г. № 698-ХII и Постановления КМУ от 25.05.1998 г. №740 "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности". Специальное законодательство определяет особенности государственной регистрации отдельных видов предприятий, например банков.
Часто при составлении учредительных документов упускаются из вида и не учитываются на первый взгляд, но очень важные нюансы. Так, например, статьей 9 Закона Украины "О предприятиях в Украине" определено, что в наименовании предприятия указывается его название (завод, фабрика, мастерская и др.) и вид (частное, коллективное, государственное и т.п.),что, как правило, при составлении документов не учитывается. Также при составлении учредительных документов применяют стандартные типовые их формы. хотя очень важно как можно тщательно отображать взаимоотношение между учредителями именно в учредительном Договоре, поскольку в дальнейшей деятельности часто возникают проблемы, для решения которых учредители вынуждены обращаться в суд, хотя могли бы предусмотреть их еще на стадии составления учредительного Договора. Как правило, при составлении учредительного Договора упускают и то обстоятельство, что в нем необходимо отображать не только размер уставного Фонда, но и порядок, размеры и формы вкладов каждого из учредителей.
Хотелось бы отметить, что многие учредительные документы, с которыми нам приходиться сталкиваться в процессе работы с клиентами, к сожалению не содержат перечисленных выше положений. Так, например, одному из наших клиентов, интересы которого мы представляли в суде, был предъявлен иск о признании недействительными учредительных документов и отмене государственной регистрации, причиной которого послужили неграмотное составленные учредительные документы.
Для государственной регистрации собственник или уполномоченное им лицо подает лично или высылает заказным письмом в орган государственной регистрации (исполнительный комитет городского, районного в городе совета или в районную, районную городов Киева и Севастополя государственную администрацию по местонахождению или месту жительства субъекта):
1. Заявление на регистрацию (форма заявления - регистрационная карточка, бланк, который орган государственной регистрации обязан представить заявителю бесплатно).
2. Устав предприятия (два оригинала и нотариально заверенная копия), кроме случаев, когда выбранная организационно - правовая форма не предусматривает разработки устава (например, полное или командитное общество).
3. Решение собственника о создании предприятия. Если создается частное предприятие - решение не предоставляется. Когда учредителей двое и более, таким решением является учредительный Договор (два оригинала и одна нотариально заверенная копия) и протокол учредительного собрания. Если хотя бы один учредитель будет физическим лицом - учредительный Договор заверяется, нотариально. 4. Документ, подтверждающий местонахождение предприятия.
5. Документ, подтверждающий взнос в уставный фонд, если этого требует законодательство.
6. Отчет о результатах подписки на акции, удостоверенный государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (для открытых акционерных обществ, кроме тех, которые созданы в процессе приватизации или корпорации).
7. Нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, если оно является учредителем. Если учредителем предприятия является иностранное юридическое лицо, предоставляются документы, свидетельствующие о его регистрации в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра). Данное извлечение должно быть удостоверено в соответствии с законодательством страны, его выдавшей, переведено на украинский язык и легализовано в консульском учреждении Украины. Требования о легализации не касается стран, с которыми Украина имеет международные соглашения о взаимном отказе от легализации официальных документов.
8. Платежный документ об уплате сбора за государственную регистрацию. Согласно Постановления КМУ от 25.05.1998 г. № 740 "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", размер оплаты составляет семь необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, что составляет 119 гривень. За ускоренную регистрацию (в течении одного дня ) взимается сбор в тройном размере - 21 необлагаемый налогом минимум доходов граждан, что составляет 357 гривень.
В ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве" указано, что органам государственной регистрации запрещается требовать от субъекта предпринимательской деятельности дополнительные документы, не предусмотренные Законом. Однако на практике все происходит иначе. Так например, зачастую должностные лица органов государственной регистрации при приеме пакета документов на регистрацию требуют обязательно нотариального заверения протоколов собрания учредителей (если предоставление таковых обязательно), что не чем не предусмотрено. Также органы государственной регистрации в качестве подтверждения права собственности требуют помимо договоров аренды еще и заверенные копии правоустанавливающих документов на помещение, которое арендодатель предоставляет вновь создаваемому предприятию, хотя никого отношения к регистрации эти документы и близко не имеют. Требуют и ксерокопии паспортов и идентификационных номеров учредителя и директора предприятия, а также многое другое, не предусмотренное не какими нормативными актами, и зачастую усложняющее и очень затягивающее процесс приема документов и саму регистрацию, а также вынуждающее предпринимателей нести непредвиденные и нечем не обусловленные финансовые затраты.
Характерна еще одна особенность приема документов для государственной регистрации - за шесть лет практики регистрации предприятий в городах Крыма я не припомню, чтобы должностными лицами органов государственной регистрации хоть раз выдавались письменные уведомления (справки, которые подписываются представителем органа государственной регистрации, ответственным за прием документов, и удостоверяются штампом этого органа), подтверждающие прием пакета документов у заявителя. А ведь данное правило четко прописано в Положении " О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" утвержденном Постановлением КМУ от 25.05.1998 г. №740. Получается, что у заявителя нет никакого подтверждения сдачи документов, ведь если регистрация предприятия затянется или какие-то из документов будут утеряны, они не смогут доказать, что вообще их подавали.
На завершающем процессе государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности возникает проблема его регистрации в других государственных органах. Этот процесс требует подготовки большого количества документов, а количество документов утверждений, в которых необходимо обратиться перед началом непосредственного ведения хозяйственной деятельности, очень велико. Поэтому попытаемся максимально кратко и доступно изложить процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности в государственных органах.
1. Регистрация в органах государственной статистики с выдачей справки о включении в ЕГРПОУ с присвоением предприятию идентификационного кода в порядке, определенном Положению о ЕГРПОУ, утвержденном Постановлением КМУ от 22.01.1996 г. №118.
2. Получение разрешения на изготовление печатей и штампов.
3. Регистрация в налоговых органах с получением справки по ф. 4-ОПП о принятии на учет налогоплательщика - юридического лица.
Согласно Инструкции о порядке учета налогоплательщиков ( в редакции Приказа от 17.11.1998 г. №552) для взятия на учет налогоплательщик должен представить четко определенный данной инструкцией перечень документов:
заявление по ф. 1-ОПП;
заверенные в нотариальном порядке копии Устава ( если это необходимо для создаваемой организационной формы предприятия), учредительных договоров с отметкой органа, осуществившего государственную регистрацию;
копию положения (для бюджетных учреждений, благотворительных организаций);
копию свидетельства о государственной регистрации;
копию справки о включении в ЕГРПОУ с присвоенным предприятию идентификационного кода.
На практике данная процедура включает в себя не только посещение налоговой инспекции, но и собеседование с налоговой милициtq, так как ГНИ ставит предприятие на учет без согласования заявления ф. 1-ОПП в органах налоговой милиции.
1. Регистрация в качестве плательщиков выбранной субъектом предпринимательской деятельности системы налогообложения.
2. Регистрация в Пенсионном Фонде Украины.
3. Регистрация в Фонде социального страхования по временной утрате трудоспособности.
4. Регистрация в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
5. Регистрация в Фонде общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы.
6. Открытие текущего или иных счетов в учреждениях банков.
Следует помнить, что не всегда после завершения процесса регистрации в вышеуказанных государственных органах можно будет сразу приступить к осуществлению хозяйственной деятельности. В зависимости от специфики и предмета деятельности предприятия может возникнуть необходимость в получении соответствующих лицензий, регистрации или согласовании с такими органами, как Антимонопольный комитет Украины, органы санэпидемслужбы, органы государственного надзора за охраной труда, органы государственного пожарного надзора и т.д.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая статья не является подробным пособием процедуры государственной регистрации юридических лиц. При создании данной статьи ставилась цель обратить внимание читателей на расхождение в декларируемых законодательством правилах государственной регистрации с практикой, которую удалось приобрести за многие годы работы нашей компании.

Источник: http://www.legalalliance.com.ua/ru/press/3